Продолжу я свой рассказ про Волгоград. Побывала я ещё в музее-панораме "Сталинградская битва". Очень интересный музей. Так много всего того, что связано с битвой, с Великой Отечественной Войной! Есть здесь и множество трофеев: немецкий мотоцикл, флаги, медицинские инструменты, плётки и прочие атрибуты фашизма. Меня более всего поразили эти орудия для истязания и реальный приказ того времени на расстрел шестерых детей, изданный фашистами (на этом приказе стоит пометка, что приговор исполнен)...
Центральный вход в музей-панораму
В музее множество различных фотографий, одежды советских войск и фашистских. Всё это расположено на первом этаже.
На втором этаже находится выставка подарков, которые получил этот музей за всю историю своего существования. В основном эти подарки предназначались для товарища Сталина И. В.
В основной экспозиции на первом этаже также большое количество подарков. Есть и колокол, врученный делегацией из Японии в 1986 году, и другие презенты, которых просто огромное количество.
А на самом верху располагается панорама. Это удивительное зрелище, которое изображает ход главного боя.
Музей-панорама «Сталинградская битва» начал свою историю от музея обороны Царицына имени товарища Сталина. Он был открыт 3 января 1937 года, а 31 мая 1982 года его преобразовали в Волгоградский Государственный музей-панораму «Сталинградская битва».
Комплекс состоит из двух больших элементов. Здесь расположена выставка "Сталинградская битва", административная часть всего комплекса, фондохранилище. На этом уровне имеется платформа, на которой располагается здание панорамы, называемое "Разгром немецко-фашистских войск под Сталинградом". Здесь также находится постоянная экспозиция образцов военной техники под открытым небом. В комплекс также входит исторический памятник "Руины мельницы Грудинина", памятники полководцам В. И. Чуйкову, Г. К. Жукову, памятник мирным жителям Сталинграда, танковая башня, которая обозначает передний край обороны советских войск 19 ноября 1942 года. Также комплекс тематически связан со "Стеной Родимцева" и "Домом Павлова".
Панорама была открыта в 1982 году, 31 мая. А музей "Сталинградская битва" открыли на три года позже (6 мая 1985 года) в предверии 40-летия Победы.
Ротонда панорамы расположена над верхним уровнем музейного комплекса, выглядит она, как гиперболлоид вращения. Изготовлена ротонда из бетона, облицована белым известняком. Создать Панораму решили еще во время войны, даже был объявлен открытый конкурс, в рамках которого нужно было сделать экскизный проект восстановления Сталинграда. В конкурсе участвовали и профессионалы, и люди, не разбирающиеся в архитектуре. Во многих проектах была предложена панорама. Такое количество предложений заставило остановиться на создании панорамы. В декабре 1958 года Совет Министров РСФСР принял Первое постановление о сооружении панорамы, но должна она была находиться на Мамаевом кургане Сталинграда, на том месте, где сейчас зал Воинской Славы.
А в 1964 году постановлением Совета министров РСФСР было решено исключить панораму "Битва на Волге" из ансамбля Мамаева кургана. После этого было принято решение ввести её в состав музейного комплекса "Сталинградская битва", который располагается на Гвардейской площади у руин мельницы и известного Дома Павлова.
Это исторический памятник "Руины мельницы Грудинина", ошибочно воспринимаемый многими, как Дом Павлова. На самом деле Дом Павлова находится буквально в квартале от музея "Сталинградской битвы" и мельницы.
Это Дом Павлова, который был восстановлен после войны, в память о событиях тех лет была сооружена мемориальная стена...
А в 1968 году, 2 февраля, в день 25-летия разгрома вражеских войск под Сталинградом, заложили памятную плиту в основание будущего здания самой панорамы.
Полотно панорамы начали создавать еще в 1944 году, когда появилась разборно-передвижная панорама "Героическая оборона Сталинграда". На холсте были отражены события 15-20 сентября 1942 года, когда был отбит Мамаев курган у врага, но лишь на короткое время.
В 1948 году стали создавать эскизы новой панорамы, над которой работала группа художников студии им. М. Б. Грекова. Это П. Жигимонт, Г. Марченко, Л. Андрияк, В. Кузнецов, Б. Николаев, руководил процессом А. Горпенко. В 1950 году работа была окончена. Получился выставочный эскиз, на котором изображены бои, происходившие в январе 1943 года на Мамаевом кургане. Вплоть до 1952 года панораму демонстрировали в Сталинградском кинотеатре "Победа".
А в 1958 году группа художников отправилась в Сталинград, на Мамаев курган, где была произведена фотосъемка местности. Авторский коллектив просмотрел множество фото- и видеодокументов, исторических работ, побывал на учениях войск Киевского военного округа под командованием В.И. Чуйкова, он же и консультировал художников вместе с Н. И. Крыловым, А. И. Еременко, Н. Н. Вороновым. В итоге в 1961 году был подготовлен эскиз панорамы «Разгром немецко-фашистских войск под Сталинградом», который был размерами в 1/3 натуральной величины.
Но расписать следовало холст, размеры которого были около 2000 квадратных метров (16 на 120 метров), а также надо было создать около 1000 квадратных метров декораций. В 1980 году художники приступили к переносу рисунков на холст и росписи. Весной 1982 года работы над панорамой были окончены. Она стала самым крупным живописным полотном в России, а также одной из крупнейших в мире панорам.
В сюжете панорамы - заключительный этап Сталинградского сражения, когда советскими войсками выполнялась операция под названием "Кольцо". Основная задача операции - расчленение окруженной немецкой группировки. 21-я и 62-я армии Донского фронта встретились на северо-западном склоне Мамаева кургана. Произошло это 26 января 1943 года. Этот день и изображен на панораме, встреча этих армий является центром этой композиции.
Человек, находящийся в ротонде панорамы, как бы стоит на вершине Мамаева кургана. Можно видеть происходящие в те дни события вокруг себя. Видно силуэты мельницы, Дома Павлова, площадь 9-го Января, элеватор, водонапорную башню вокзала Сталинград-1, заводы "Лазурь", "Красный Октябрь", "Чермет". Можно наблюдать различные роды войск, авиацию, их взаимодействие в процессе боя. Но панорама - не точная историческая иллюстрация, так как был применен прием совмещенности пространства и времени. В панораме воскрешены самые известные подвиги Сталинградской битвы: младший сержант Николай Сердюков закрыл амбразуру вражеского дзота, связист Матвей Путилов зажал в зубах концы оборванного провода, чтобы восстановить связь, летчик Виктор Рогальский совершает воздушно-наземный таран, медсестра Анна Бессчастнова выносит с поля боя раненных, красноармеец Михаил Паникахи, охваченный пламенем, бросается под вражеский танк. Все эти героические поступки ожили и воскресли в битве одного дня, отображенного художниками. Так авторы пытаются передать весь дух и настрой советского народа на Победу, их смелость и отвагу.
Некоторые картины войны можно также увидеть и в диорамах, расположенных на 1-м этаже музея "Сталинградская битва".
Комментариев нет:
Отправить комментарий